Ольга Подкорытова
Расставание и окончание.
В жизни все имеет свой срок. Рождение, жизнь и смерть. Человека, отношений, идеи, проекта, увлечений, отпуска и многого другого.

У психотерапевта Руэллы Франк есть теория шести базовых движений. Это те движения, которые ребенок совершает в течение первого года жизни, язык его тела. Их могут наблюдать все мамы и проживать вместе с ребёнком. Это уступание, толкание, достигание, хватание, притягивание, отпускание. Прохождение этих этапов оказывает влияние на всю нашу жизнь и отношения с миром. Об этом написаны книги, есть практические семинары.


Сейчас я хочу остановиться на шестом базовом движении – отпускании.

Каждый человек по – своему переживает завершение чего - либо в своей жизни.

Полный цикл – это захотеть что - то, получить, исследовать и, потеряв интерес, идти дальше. Но бывает, что жизнь вносит свои коррективы и мы теряем что – то, не успев насладиться. Тогда потеря может переживаться тяжело и долго не отпускать.
Но, даже, пройдя все необходимые этапы, человек не всегда готов отпустить и идти дальше.

Ребенок проживает период отпускания в 7- 8 месяцев. Думаю, многие родители помнят этот период активного бросания всего вокруг – это и есть отпускание. Малыш сидит на стульчике и с удовольствием кидает на пол окружающие предметы, а родители поднимают. Сначала весело, потом, устав – могут делать замечания, о недопустимости бросания. По - разным причинам.

В этот момент формируется часть отношения будущего взрослого к отпусканию в жизни. Легко ли это будет происходить или внутри будет слышен родительский запрет – не бросай?

А что делать, если расстаться необходимо? А внутри есть страх и тревога, желание удержать?
Таких ситуаций в жизни не мало. Я коснусь момента сепарации (отделения) подростков от родителей.

Ребенок вырос, достиг 12-13-14 лет и ода из основных его потребностей -самостоятельность. Желание проявить себя, почувствовать себя отдельным от родителей человеком. Может быть вы еще помните, как это было в 3 года? Когда кризис негативизма был в разгаре. Ребенок тогда научился говорить первое "нет, не хочу, не буду" и пользовался этим с удовольствием. Прошло 10 лет и все повторяется, только сил и энергии у ребенка гораздо больше. И уйти ему надо гораздо дальше от семьи. Необходимо пережить разочарование во всемогуществе родителей и понять кто я и что я хочу.

Что же происходит в это время с родителем, который жил с ребенком, растил его и вдруг вынужден отпускать? Процесс отделения ребенка бывает крайне болезненным. Особенно, если большая часть жизни прошла "ради ребенка". Теряется устойчивость и смысл жизни. Родители изо всех сил пытаются сохранить стабильность и неизменность семьи, а подросток с присущей ему энергией, крушит устои и отрицает все вокруг.

Тяжело, если подростковый кризис ребенка совпадает с кризисом среднего возраста родителей, а такое случается часто.

Какой есть выход? Заняться собой. Вспомнить, что важного и интересного есть в жизни, помимо детей. В процессе отделения точно есть плюс - появляется время на себя. Забытые увлечения могут вновь стать опорой. Забота о себе, а не только о ребенке, даст энергию. Появятся новые цели. А в это время подросток пройдет свой кризис сепарации и вернется в семью уже новым взрослым человеком.
А мы, взрослые, пройдем еще один этап отпускания в жизни. Пожалуй, один из самых непростых и эмоциональных.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями и коллегами!
Made on
Tilda