Ольга Подкорытова
Кризис подросткового возраста - миф или реальность.
Существует ли кризис подросткового возраста? И вообще, что это за зверь
«возрастные кризисы»? Может их просто придумали психологи?

«Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.»

Как известно, психологи выделяют немало кризисных этапов в жизни человека. Большинство из них, приходится на детский возраст. Но и когда человек вырос, его развитие не останавливается, а значит и кризисы идут с ним по жизни.
Я однозначно считаю, что кризисы есть.

Все мы периодически испытываем чувство, что старые способы реагирования на события перестают устраивать. Хочется что – то изменить, не всегда ясно что. Хочется чего - то нового, до этого не испытанного. Чаще всего, человек справляется сам. В каких - то случаях, ищет помощи у семьи, друзей. Ищет ответы в искусстве. Обращается к психологам.
В моей статье я расскажу о кризисе подросткового возраста.

Многие родители обращаются к психологу именно в этот момент, т.к. не всегда сами могут справиться с происходящими изменениями и понять как реагировать.

Знакомый и родной ребенок вдруг становится чужим и непонятным. Он уже не улыбается, как раньше, не кидается обниматься и не рассказывает о своих успехах и тревогах.

Начаться это может и в 10 лет, и в 13-15. У каждого по – своему. Часто родители испытывают бессилие, «опускаются руки». Ведь старые способы взаимодействия с ребенком перестают работать. А новых пока нет. Это и есть он, кризис.

Если говорить научным языком, то задача кризиса подросткового возраста (да, у каждого кризиса есть задача, которую он решает) – это сепарация (отделение) подростка, его самоидентификация, понимание своего Я, узнавание себя, ощущение себя взрослым человеком.

При успешном прохождении кризиса мы получаем взрослого человека, который неплохо понимает себя. Может отделить свои желания и цели от целей других людей и общества.

У кого - то этот период проходит ярко – появляется замкнутость, подросток перестает общаться в семье и с друзьями. Могут резко измениться интересы и увлечения – все, что еще недавно нравилось и казалось интересным – становится скучным и ненужным.

Появляется потребность быть своим среди сверстников, отсюда объединение в группы и субкультуры. Ведь в такой непростой период очень ярким становится чувство одиночества, непонимание взрослых и их попытки удержать ребенка в детстве, обычно заканчиваются протестом и попытками доказать взрослость и независимость: курение, алкоголь, нарочито грубое общение – это как раз про это.
Как на это реагируем мы, взрослые? Часто паникой, нам страшно терять ребенка. Мы растеряны и не знаем, как уберечь его от опасностей мира.

Я заметила, что такой период в жизни семьи, часто активизирует у родителей свои непрожитые подростковые переживания.

Это очень заметно, при работе с группой подростков. Всегда у психологов есть яркие чувства, много вопросов и тревог. Часто проходят супервизии для понимания ситуации и поисков ее решения. Все тоже проживает и родитель.

Поэтому задача родителей в этот период – оставаться собой, взрослым и знающим человеком. По – возможности поддерживать ребенка, говорить с ним о том, что происходит с его организмом, с ним самим и не терять контакт.

В следующей статье, я расскажу о том, как родителям жить и выжить рядом с подростком.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями и коллегами!
.
Made on
Tilda